Калининградская область как полигон развития электротранспорта в России

По прогнозам Международного энергетического агентства ожидается, что к 2030 году количество дорожного электротранспорта в мире достигнет 145 миллионов. Электромобили дешевле обычного в эксплуатации, проще в обслуживании и экологичнее, но на пути их распространения в России есть ряд препятствий.

Сегодня Россия сильно отстает по распространению электромобилей от США, Китая и ведущих стран ЕС. К концу прошлого года в стране насчитывалось менее 5 тыс. электромобилей, а к 2025 году доля электротранспорта в продажах не превысит 0,6%. В Китае же, согласно прогнозам, доля электромобилей в продажах к 2030 году достигнет 70%, в ЕС — 50%, а в США — превысит 30%.

Главными недостатками современных электромобилей является их сравнительно высокая цена, небольшой пробег на один цикл заряда аккумулятора, длительность зарядки и проблемы эксплуатации при низких температурах. Однако если посмотреть на Калининградскую область, то многие из этих ограничений являются неактуальными. Регион настолько мал, что современная ёмкость аккумулятора электромобиля позволяет проехать с самой западной точки области до самой восточной на одном заряде (сейчас пробег электромобилей без «дозаправки» составляет до 400 км, но в ближайшие годы он превысит 600 км). Также регион достаточно тёплый, чтобы не испытывать проблем с работой аккумуляторов зимой, а рядом располагаются Литва и Польша, где активно строят заправки для электротранспорта. Также в Калининграде есть автосборочные производства, на которых можно наладить выпуск подходящих моделей.

К середине 2019 года у жителей области было 359 тысяч автомобилей. Из них 83% — бензиновые, 16% — дизельные. Машин с гибридными двигателями было всего 800, а электромобилей только 10. Около трети калининградских автомобилистов пользуются компактными автомобилями и их можно попытаться пересадить на выпускаемые сейчас небольшие электромобили.

Одним из двух ключевых препятствий на пути калининградцев к электромобилям, которые можно снять за счет изменения госполитики, является их цена. По расчетам экономистов, если стоимость электромобиля в Калининграде будет в полтора раза ниже, чем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, то 15% потенциальных покупателей «легковушки» выберут электромобиль. Если же электрокар будет вдвое дешевле, то их доля в продажах внутри области вырастет до 20%.

Второй устранимый сдерживающий фактор — дефицит общественных электрозаправок. Чтобы их количество перестало влиять на потребительский выбор типа двигателя, их нужно построить в области 1000 штук. Однако уже при наличии 600 станций подавляющее большинство потенциальных покупателей электромобиля (80%) его приобретут.

Чтобы достигнуть среднеевропейского уровня «электрификации» легковых автомобилей в области, власти должны оплачивать 50% стоимости электрокара (тогда его цена для среднего калининградца станет около 850 тысяч, то есть значительно дешевле обычного авто с ДВС средней ценой 1,2 миллионов рублей) и построить 400 заправочных станций (ещё более сотни сделают частники). Тогда за 10 лет на электрокары удастся пересадить 5,7 тысяч автовладельцев. Во время второй пятилетки каждый десятый легковой автомобиль, продаваемый в области, будет с электродвигателем.

Регионам, заинтересованным в высокой динамике внедрения электротранспорта, следует в сжатые сроки самостоятельно создать ядро зарядной инфраструктуры. Как показывают эксперименты, это особенно важно на начальном этапе запуска цикла положительной обратной связи „количество зарядных станций — количество электромобилей“. После создания минимальной (критической) инфраструктуры далее уже включается стандартный рыночный механизм и происходит подключение бизнеса. Поддержать развитие инфраструктуры и вовлечение в её строительство можно через госзакупки электромобилей и проектов частно-государственного партнерства с крупным бизнесом.

По мнению президента Балтийского федерального университета имени Канта - Андрея Клемешева, Калининградская область могла бы стать «полигоном» для развития электротранспорта. Для этого необходимо обустраивать инфраструктуру и создавать сервис, удобный для людей. «Первичной, маленькой площадкой» для внедрения экологически чистых автомобилей он предложил сделать Светлогорск.

Тем временем, «Янтарьэнерго» уже ищет подрядчика, который установит станции зарядки электромобилей в Калининграде, Советске и Гусеве. Максимальная цена контракта — 9,5 млн рублей. Информация опубликована на сайте госзакупок.

Зарядные станции должны появиться до конца года на парковке на пересечении улицы Профессора Баранова и улицы Пролетарской в областном центре, возле ТЦ «Балтика» в Советске и возле ТЦ «Орбита» в Гусеве. Исполнителя выберут в начале октября.

Согласно РБК Калининград, в прошлом году уровень продаж электромобилей в регионе вырос на 215%. Средняя цена электромобилей составила 900 тысяч рублей. Первую строчку в рейтинге самых популярных марок с пробегом занимает Nissan Leaf. Средняя цена — 620 тысяч рублей. На втором месте — Tesla Model X со средней ценой 8,75 миллиона рублей.

В Калининградской области на базе завода «Автотор» создан инжиниринговый центр. Его сотрудники займутся разработкой и сопровождением новых видов автомобилей, в том числе, с электродвигателями.

В своём недавнем интервью «Российской газете» основатель калининградской автосборочной компании «Автотор» Владимир Щербаков отмечал, что отказ от производства машин с двигателями внутреннего сгорания — это элемент довольно жёсткой и уже действующей политики развитых стран. Итогом ее реализации, вероятно, будет запрет на перемещение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания по своим дорогам. «Они законодательно определили, что те, кто хочет работать на основных мировых авторынках, должны в течение 2020-2025 годов перейти на двигатели нового поколения, соответствующие резко возросшим требованиям по экологическим параметрам. Никто никого не заставляет переходить на электродвигатель. Просто автомобиль с традиционным двигателем внутреннего сгорания не допускается на основные рынки. Уже сейчас многие страны запрещают производство автомобилей с ДВС: одни к 2030 году, другие даже в 2025 году. Следующим шагом будет запрещение движения автомобилей с традиционными двигателями на своей территории», — отмечает Щербаков. Таким образом не исключено, что уже с 2030 года у калининградцев могут начать возникать проблемы с выездом на своих традиционных автомобилях в Литву и Польшу.

 

Источники: Новый Калининград.Ru, РБК, KGD.Ru

Закрепите на Pinterest